Наиля в этой связи вспоминает такой эпизод. Жаркий летний день, пригородная электричка «Чувашия», идущая в Канаш (а чуваши в основном исповедуют православие), забита битком. В каждом вагоне одна и та же картина: пассажиры стоят даже в проходе. И только в самом первом купе в одном из вагонов в гордом одиночестве сидит татарка, одетая... по мусульманской моде: на голове хиджаб, вся закутана в одежды, на ногах – чулки и грубая обувь. «Для полноты картины, – говорит Наиля Зиганшина, – не хватало только черной повязки на лице, как у черной вдовы, но и без повязки никто не решался сесть рядом с ней. Эта изоляция рождала у мусульманки дикое напряжение, которое она не могла скрыть, что, в свою очередь, напрягало людей, видимо, подумывавших, а не пригласить ли милицию – пусть проверят, кто такая и куда едет. В Казани на нее никто бы и внимания не обратил: укутанных с головы до пят женщин в бесформенной одежде во все времена года можно встретить здесь повсюду. Первое время на них оглядывались, получая в ответ полные ненависти к неверным взгляды. Сейчас оглядываться перестали, а тут они и сами вспомнили, что пора задуматься о своей внешности».
Или, как говорит госсоветник по внешнеполитическим вопросам при президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве Рафаэль Хакимов, перестали наконец позорить своим внешним видом нацию: «А ведь когда-то татарские женщины считались самыми образованными и передовыми на мусульманском Востоке». Его возмущает, что мусульманские богословы оправдывают ношение хиджаба, объясняя и немыслимые навороты на голове, и эти нелепые одежды дурной природой мужчин, которых смущают откровенные женские одежды.
Богословы полагают, что в этом случае, мол, мужчины начинают взирать на женщин как на «объект сексуальных желаний», тогда как мусульманки желают, чтобы представители сильного пола обращали внимание не на их плоть, а на их ум и чистоту нравов. Впрочем, как полагают оппоненты госсоветника, если мусульманки так одеваются, то это их выбор и больше ничей. Да и с тем, что татарские женщины и сегодня не самые образованные и передовые на мусульманском Востоке, можно поспорить.
И показ мусульманской моды – одно из свидетельств. Потому что татарская мусульманская мода начинает теснить арабскую, привозную, чужую. Благо что модели на демонстрации мод будут свои, доморощенные – молодые мусульманки татарской столицы. После демонстрации они встретятся с казанскими дизайнерами, представителями ателье по пошиву мусульманской одежды, швейных мастерских, чтобы обменяться мнениями и высказать им свои пожелания по созданию новых коллекций повседневной мусульманской одежды. Стало быть, недалек день, когда на улицах Казани появятся мусульманки, одного взгляда на которых будет достаточно, чтобы сказать: это – татарки.
Вера Постнова,
"Независимая газета"